Перед тем как решится на установку хорошей акустической системы в свой автомобиль надо поначалу понять массу нюансов и погрузится в тему хотя бы частично.

Для начала отметим, что любую акустическую систему звукового формления можно отнести к одному из четырех таких видов:

1. ФК - фазоинвертирующий корпус

2. ЗК - закрытый корпус

3. ПК - полосовой корпус

4. FA (free air) - неограниченный акустический экран

Стоит учесть тот факт, что тот же звуковой динамик, который в условиях акустической системы FA или ЗК, давал одну силу звукового давления, в системах типа ФК или ПК, этот показатель вырастет в разы. Так что если правильно выбрать тип акустической системы (звукового оформления), то можно сэкономить и на мощности усилителей. А ведь цена последних, очень сильно зависит от их мощности. Кстати, говоря о мощности усилителей для тех же сабвуферов, многие производители последних дают возможность применения нескольких усилителей меньшей мощности вместо одного, но очень мощного. Достигается это путем установки нескольких обмоток для звуковых катушек. Каждая из которых, подключается на свой канал.

На данный момент немалой популярностью пользуется и такая штука как активные корпусные сабвуферы, которые есть ничто иное, как обычный сабвуфер со встроенным в него усилителем. Такие установки очень удобны для инсталяции не особенно искушенными в автозвуке автомобилистами, и имеют неплохое сочетание встроенной системы усиления звука и динамиков. Правда в том случае если что-то произойдет с усилителем, то из-за отсутствия дополнительных входов, такой сабвуфер можно считать "мертвым", а реанимировать его смогут только в хорошей радиомастерской.

Выбор своей акустической системы в первую очередь зависит от того, какой у вас кузов автомобиля. Например седан, хэтчбек или кабриолет.

Для справки отметим, что:

Седан это - когда багажник изолирован от салона

Хэтчбек это - когда багажное отделение и салон имеют общее пространство

Кабриолет это - когда у автомобиля открытый кузов
Звук в седане
Ставить сабвуферы в такой автомобиль сложнее всего. Дело в том, что если сабвуфер разместить в багажнике или на боковой стойке, то благодаря акустическому экранированию в салон дойдет только самый нижний диапазон частот. Конечно, и тут есть ряд возможностей для того, что бы получить то что нам надо. Например, разместить сабвуфер на задней полке или в подлокотнике заднего сидения.

Если будет выбран первый вариант, то при применении "неограниченного акустического экрана", придется воспользоваться особыми низкочастотными динамиками. О том, для каких видов акустического оформления разработан динамик, можно узнать на его упаковке. Также придется хорошо изолировать от салона и сам багажник, что можно назвать непростой задачей. А заднюю полку, на которую будет ставиться сабвуфер, надо будет заметно утяжелить при помощи тех же плит ДСП или MDF. Можно конечно воспользоваться и не очень толстыми панелями, но сделать из них одну толстую путем скрепления клеем или даже винтами. Для того, что бы избежать нарушения работы НЧ-динамика, заточенного под "неограниченный акустический экран", потребуется установка фильтра, настроенного на рабочую частоту примерно в 25Гц, не позволяющего снижать рабочий диапазон до инфразвуков. Дело в том, что ход диффузора в таких частотах достигает критических величин и может служить причиной нарушения работоспособности динамика.

При выборе варианта с закрытым корпусом, сабвуфер надо будет поместить в определенный закрытый корпус с также заранее определенным объемом, например в 20 литров. И хотя тут придется несколько изменить заднюю полку, для того, что бы установить на неё ящик с сабвуфером, потеряв при этом какую то часть места в салоне, так сильно изолировать багажник как в первом варианте не придется. Ведь в данном случае, именно благодаря ящику будет происходить естественный спад АЧХ у динамика.

Применяя систему с фазоинвертатором можно достичь более серьёзного звукового давления, но также и ещё больше потерять в объеме свободного пространства салона. При этом порта фазоинвентатора, идеально было бы расположить у самой низкочастотной головки.

Лучше всех, для машин класса седан подойдет корпус полосового типа. При этом прирост звукового давления будет достигать максимальных величин. В данной системе, порт фазоинвентатора размещен на задней полке и благодаря небольшим размерам не будет влиять на её целостность. НЧ-головка скрыта, и не подвержена внешним воздействиям, а следовательно, и риску повреждений. В некоторых готовых конструкциях, порт фазоинвентатора можно выдвинуть настолько, что бы он мог быть выведен на заднюю полку. Только в этом случае, переднюю камеру сабвуфера придется уменьшить на объем выдвинутого фазоинвентатора.

В некоторых автомобилях, сабвуфер можно поставить в откидном подлокотнике задних сидений, и все правила установки которые мы использовали в "полочной" инсталляции, подойдут и тут. Но есть и некоторые оговорки. Те самые отверстия, которые конструкторы автомобилей подготовили для инсталляции сабвуфера, должны иметь размер, которого бы хватало для того что бы диффузор динамика не сильно перекрывался. В противном случае, качество звука не будет достаточно хорошим и качественного баса мы не услышим. Если всё же размера отверстий не будет хватать, можно изменить форму фазоинвентатора, сделав её зауженной (щелевой фазоинвентатор). Ну а что бы создать в своем салоне настоящее землетрясение, разместите за задними сидениями два врезанных в жесткую стенку (её надо будет предварительно туда поставить) динамика.
Сабвуфер для хэтчбека
Для владельцев такого автомобиля получить бас в первых трех видах акустики (ФК, ЗК и ПК) не будет никаких проблем. Но для того, что бы получить ещё более максимальную отдачу, от таких возможностей без дополнительной подготовки тоже не обойтись.

Согласно теории, чем больше жестких преград будет на пути у НЧ-звука, тем больше будет эффект в виде увеличения громкости. Одним из решений будет установка за сидениями сзади, сабвуфера в трапециевидном корпусе, который направит динамики и звук от них, в сторону заднего стекла. Если правильно рассчитать расстояние сабвуфера до стекла и размеры диффузора, то можно добиться буквально потрясающего эффекта.

При выборе НЧ-головки, надо не забывать и о выборе соответствующего объема корпуса. Если динамик будет очень большой, а размер корпуса или даже пространство в багажнике уже будут недостаточны, то увеличения громкости уже не достигнуть. Бас на полную мощность с такими динамиками можно будет услышать, только если открыть двери. Да и звучат динамики поменьше несколько качественнее их больших братьев.
Звук в кабриолете
Сделать нормальный звук от сабвуфера для кабриолета это самое сложное. Мест, где может расположиться НЧ-установка, очень мало. Наиболее приемлемым вариантом в случае применения звукового оформления ЗК, будет включение в систему двух НЧ-установок с установкой жесткой плиты перед ними, что бы максимально увеличить отдачу. Лучшими вариантами акустики, тут будут типы ПК или ФК